ФАКТЫ И МЕЛОЧИ

Два финала Чемпионата мира по футболу ФИФА в каждом из мужских и женских соревнований были решены серией пенальти.

Исходы 6 из предыдущих 16 Финалов Лиги Чемпионов были решены серией ударов пенальти.

Исходы 7 из предыдущих 17 Финалов Кубка Сантадер Либертадорес были решены серией ударов пенальти.

Как израильтянин Йозеф Даган, так и бывший немецкий судья Карл Валд утверждают, что являются изобретателями серии ударов пенальти.

Как известно, вратари забивают победный гол в пенальти. В четвертьфинале Евро-2004 португальский вратарь Рикарду Перейра спас ворота от удара, а затем забил победный гол. Другим примером является Хосе Луис Чилаверт в финале Кубка Либертадорес 1994 года.

Первая серия пенальти в финале Чемпионата Европы УЕФА произошла в 1984 году, когда Ливерпуль победил итальянский футбольный клуб Рома. Матч известен, прежде всего, из-за выходок Ливерпульского вратаря Брюса Гроббелаара и его “танцующих” ног.

Серия пенальти впервые сначала использовалась в Финале кубка Футбольной Ассоциации (FA) в 2005, когда Арсенал разбил Манчестер Юнайтед. В следующем году Ливерпуль разбил Уэст-Хэм во второй за историю Футбольной Ассоциации серии пенальти в Финале кубка FA.

Согласно мировой классификации ФИФА за победу начисляется три очка, победу на пенальти - два, ничью и проигрыш на пенальти - один и за проигрыш - ноль.

На основных соревнованиях, когда переигровка была невозможна, спорный матч ранее решался жеребьёвкой. В качестве примера можно привести победу Италии над СССР в полуфинале Чемпионата Европы 1968.

Первая серия пенальти на Чемпионате мира была использована на известном полуфинале 1982 в Испании между Западной Германией и Францией.

Североамериканская Лига Футбола в 1970-ых, а затем Высшая Футбольная Лига (MLS) в 1990-ых экспериментировали с изменением в отношении серии ударов пенальти. Пенальти начинались в тридцати пяти ярдах ( 32 метра ) от ворот, и у футболиста было пять секунд, чтобы сделать попытку удара. Этот формат подобен тому, что используется в хоккее на льду. В 2000 MLS отказалась от этого формата и теперь, если назначаются пенальти, они проводятся по стандартной процедуре послематчевых пенальти, утверждённой Правлением Международной Футбольной Ассоциации (IFAB).

Пеньяроль выиграл в 1996 году Кубок Уругвая в результате пенальти в американском стиле, когда игроки начинали с центрального круга и имели по восемь секунд, чтобы попытаться забить гол.

Серия пенальти впервые непосредственно определила место на Чемпионате мира 2005 года. Квалификационный матч между Австралией и Уругваем закончился по сумме двух матчей. Джон Алоизи реализовал победное пенальти, который дал возможность Австралии выйти в финал их первого Чемпионата мира после Германии 1974.

Первое международное соревнование, исход которого был решён серией ударов пенальти, был финал Евро 76 между Чехословакией и Западной Германией. Победное пенальти было забито Паненкой, и так родился его известный штрафной удар мячом по дуге через голову вратаря.

Финал Лиги чемпионов УЕФА 2008 года между Манчестер Юнайтед и Челси был решен серией пенальти. Джон Терри пропустил свой пенальти, когда его стоящая нога соскользнула, и мяч пробила в штангу. Это был удар, который принёс бы победу Челси в матче и их первый Кубок Лиги чемпионов УЕФА.

Англия проиграла семь из восьми серий пенальти на главных соревнованиях. Начиная с Евро 96 команда Англии проиграла пять пенальти подряд. Они проиграли Германии на Евро 96, Аргентине на чемпионате мира 1998 года, Португалии на Евро 2004 и чемпионате мира 2006 года, а также Италии на Евро 2012. Их единственная победа была против Испании на четвертьфинале Евро 96.

Нидерланды проиграли четыре пенальти подряд, начиная с Дании на Евро-92, Франции на Евро-96, Бразилии на чемпионате мира 1998 года и заканчивая Италией на Евро-2000. Тем не менее, они в конечном итоге выиграли пенальти против Швеции на Евро-2004.

Итальянцы проиграли шесть пенальти на главных соревнованиях, и были отстранены из трех финалов чемпионатов мира подряд (1990–1998). Однако, они также выиграли три пенальти, включая полуфинал Евро 2000, четвертьфинал Евро 2012 против Англии и финал чемпионата мира 2006 года.

Роберто Баджо стал знаменит на турнире Чемпионата мира 1994. Он забил пять голов в трех играх на выбывание, включая последние два забитых мяча за игру, чтобы спасти Италию от поражения против Нигерии. В финале между Италией и Бразилией после двух скучных часов игры так и не был открыт счёт. Серия ударов пенальти началась с итальянского защитника Франко Барези, ударившего мячом по перекладине. Затем итальянский вратарь Джанлука Пальюка отбил удар Марсио Сантос, чтобы удержать счёт Италии. Следующие четыре пенальти достигли цели. Затем бразильский вратарь Клаудио Таффарел отбил удар Даниэле Массаро. Бразильский капитан Дунга забил гол, что оставило Баджо право поддержать надежды Италии. Через мгновение это отпечаталось в умах поклонников по всему миру, Баджо ударил мячом по перекладине, и его мучение началось.


"Таким образом 15-ый Кубок мира закончился, звание чемпиона было присуждено Бразилии на
основании пенальти, что было эквивалентно тому, как забрать Джека Никлауса и Тома
Уотсона из элитного гольф-клуба Огаста Нэшнэл после 72 чётных лунок и приказать им
взяться за турнир Мастерс на поле для мини-гольфа Пут-Пут."

Ян Томсен
Из статьи в Интернешнл Геральд Трибюн

FACTS AND TRIVIA

Two FIFA World Cup finals in each of the men's and women's competitions have been decided by the penalty kick shootout. The first two of these took place in the same stadium, the Rose Bowl in California.

Six of the last 16 UEFA Champions League finals have been decided by the penalty kick shootout.

Seven of the previous 17 CONMEBOL Copa Libertadores finals have been decided by the penalty kick shootout.

Israeli Yosef Dagan and former German referee Karl Wald, both claim to be the inventor of the penalty kick shootout.

Goalkeepers have been known to score the winning goal of a shootout. In a Euro 2004 quarter final, Portuguese goalkeeper Ricardo Pereira saved a kick and then scored the winning goal. Another example is José Luis Chilavert in the Copa Libertadores finals of 1994.

The first penalty shootout in the UEFA European Cup final occurred in 1984 when Liverpool defeated A.S. Roma. The match is best known for the antics of Liverpool goalkeeper Bruce Grobbelaar and his wobbling legs.

A penalty shootout was first used in an FA Cup final in 2005, when Arsenal beat Manchester United. The following year, Liverpool beat West Ham in the FA Cup final's second ever penalty shootout.

The FIFA World Rankings calculate the base value of a win as three points, a win on penalties as two, a draw and a loss on penalties as one and a loss as zero.

Prior to the penalty kick shootout and when a replay was not possible, drawn matches were decided by drawing lots. Examples include Italy’s win over the USSR in the semi final of the 1968 European Championship.

The first penalty shootout in the FIFA World Cup was the famous Spain 82 semi final between West Germany and France.

The North American Soccer League in the 1970’s and then Major League Soccer (MLS) in the 1990’s experimented with a variation on the penalty kick shootout. The shootout started thirty-five yards from the goal and the player had five seconds to attempt a shot. MLS abandoned the format after the 1999 season and now use the standard penalty shootout.

Peñarol won the 1996 Copa Uruguay with an American style shootout where the players started from the centre circle and had eight seconds to try and score a goal.19

In 2005 a place at the FIFA World Cup was determined by the penalty kick shootout for the first time. The qualifier between Australia and Uruguay ended one all on aggregate. John Aloisi converted the winning penalty, which saw Australia qualify for their first World Cup since Germany 1974.

The first international competition decided by the penalty kick shootout was the Euro 76 final between Czechoslovakia and West Germany. The winning penalty was converted by Panenka and his eponymous chip kick was born.

The 2008 UEFA Champions League Final between Manchester United and Chelsea was decided by the shootout. John Terry missed a penalty (his standing leg slipped as he took his kick and the ball struck the post), which would have won Chelsea the match and their first UEFA Champions League trophy.

England has lost seven of eight penalty shootouts in major competitions. Since UEFA Euro 96 England lost five shootouts in a row. They lost to Germany at Euro 96, Argentina at the 1998 World Cup, Portugal at Euro 2004 and the 2006 World Cup and lastly to Italy at Euro 2012. The only victory was against Spain in the Euro 96 quarter final.

The Netherlands lost four consecutive shootouts against Denmark in Euro 92, France in Euro 96, Brazil in the 1998 World Cup, and Italy in Euro 2000, before finally winning one against Sweden in Euro 2004.

The Italians have lost six shootouts in major competitions and were eliminated from three consecutive World Cup finals (1990–1998). However, they have also won three shootouts, including the Euro 2000 semi final, the Euro 2012 quarter final against England and 2006 World Cup final.

On 20 June 2007, a new UEFA record was established. The semi-final of the European under-21 Championships in Heerenveen between the Netherlands and England team finished in 1–1. Thirty-two penalties had to be taken before the tie was decided. The Netherlands eventually won 13–12.

Roberto Baggio was enjoying an impressive tournament at the 1994 World Cup, scoring five goals in the three knockout games, including a late brace to rescue Italy from defeat against Nigeria. The final between Italy and Brazil was scoreless after an uninspiring two hours. The penalty kick shootout began with Italian defender Franco Baresi putting his kick over the crossbar. Italian keeper Gianluca Pagliuca then saved from Márcio Santos to keep Italy level. The next four penalties produced goals. Brazilian keeper Cláudio Taffarel then saved Daniele Massaro's shot. Brazilian captain Dunga scored, which left it to Baggio to keep Italian hopes alive. In a moment that's been etched in the minds of fans all around the world, Baggio sent the ball flying over the crossbar and his torment began.


"We don't consider we lost on football but to a circus turn."

Jock Stein
Former Celtic Manager